Игры кочевников 2016

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
12/08 11:55
 

Всемирные игры кочевников: Правила игры «Ордо»

Бишкек, 12 августа /Кабар/. В Кыргызстане с 8 по 14 сентября в Иссык-Кульской области пройдут Всемирные игры кочевников. Предполагается, что на состязания приедут спортивные делегации из Турции, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Монголии, России и Кыргызстана. Последний, как организатор соревнований, выставит по две команды в каждом виде спорта.

В программу включены такие игры, как кок-бору, тогуз коргоол, кыргыз курош, алыш, оодарыш, ат-чабыш, жорго-салыш, кунан чабыш, ордо, кыз-куумай.

Центр развития национальных видов спорта при Государственном агентстве физической культуры и спорта Кыргызстана подготовлены видеоролики о правилах национальных видов спорта, вошедших в программу Всемирных игр кочевников. Видеоролики и тексты подготовлены на четырех языках – кыргызском, русском, турецком и английском. В их основу вошли правила по национальным видам спорта, утвержденные спортивными федерациями Кыргызстана и Центром развития национальных видов спорта.

Агентство «Кабар» представляет правила игры «Ордо» (текст, видео)

Условия проведения игры Ордо

1. Пояснение линии круга ордо, времени, состава игры:

1а) Для подростков: расстояние от линии круга до центра составляет 5 метров или же диаметр круга должен составлять 10 метров, снаружи круга чертится еще один круг размером в 1 метр, внутрь которого может зайти только играющий игрок.
1б) Для взрослых: расстояние от линии круга до центра составляет 6 метров или же диаметр круга должен составлять 12 метров, снаружи круга чертится еще один круг размером в 1 метр, внутрь которого может зайти только играющий игрок.
1в) Подросткам для игры предоставляется 1,5 часов, а взрослым 2 часа.
1г) Количество игроков по республике, в областях: 7 игроков + 1 тренер-игрок = 8 игроков.

2. Пояснения по центру:

1а) Центром считается точка, которая при измерении со всех сторон оказывается равной.
1б) В центр вбивается гвоздь, на который завязывается синяя или красная нитка, в центр ставится Хан, поверх которого кладутся альчики в положении спинкой (бөк) вверх (это действие обозначает группу).

3. Пояснения по Хан, томпой и игральных альчиков:

1а) В игре ордо на первом месте стоит место Хана, Хан приравнивается к 2 (двум) альчикам.
1б) Хан должен быть из старой монеты или тонкого олова.
1в) Для каждого игрока кладется по 5 альчиков, всего 68 альчиков, так как Хан засчитывается за два альчика, всего 70 альчиков.

4. Пояснения по ат алуу:

1а) С разрешения судьи капитаны обеих команд из числа разложенных в центре альчиков выбирают Ат, ат выбирается из левых альчиков.
1б) Первыми право выбирать Ат допускается та команда, альчики которых не были положены в центр (команда, альчики которых не были положены в центр, считаются гостями, поэтому право выбора Ат предоставляется им первыми), затем Ат выбирает вторая, следующая команда, так как они считаются хозяевами поля.
1в) Капитаны команд размещают выбранного коня в две стороны группы в центре в любом положении, и уходят на свои места.

5. Пояснения по жеребьевке (ат калчоо):

1а) Судья раскладывает выбранные Ат в ладони правой руки спинками вверх двух команд, и каждый бросает выше головы, для определения того, кому начинать игру.
1б)в зависимости от того чей Ат упал айкүр (вниз) или таа (вверх) при сбрасывания, начинает игру.
Если при сбрасывании Ат, один из них не стал или же оба легли одинаково, сжеребьевка будет продолжаться.

6. Пояснения по топ бузуу (разбить группу). (выбывает из игры, не выбывает из игры):

1а) То бузуу начинает та команда, у которого Ат первым лег на таа (каждому игроку разрешается выбивать по три раза).
1б) Если игрок, разбивает группу, то он продолжает игру, игрок, который обычно выбивал альчик из группы имеет право бить, наступив левой ногой на круг (кадамык кадоо), склонится набок, бить опираясь, а в случае если альчик не будет выбит, то одна его игра считается потерянной, у него остается еще две игры (партии).
1в) Игрок, который разбивает группу, в случае, когда его томпой подержал или подал его партнер по игре, или играющий два раза наступил на линию круга, его томпой или альчик попал игроку из его команды и упал внутри круга, и если из его кармана или с другого места что-то упало внутрь рисованного круга, перевел свой томпой из одной руки в другую, соединил обе руки, курил во время игры, а также плевался внутри круга, матерился, и ударив альчик (тоорумак), оказался внутри круга (в выгодном для игроков положении) его игра будет проиграна.

7.Пояснения по приему КАДАМЫК КАДОО ( выбывает из игры, не выбывает из игры):


1а) Прием кадамык кадоо используется с целью выбивания альчиков, попав во внутрь.
1б) Альчики, близко расположенные к линии считаются “кадамык”.
1в) Расстояние между альчиком (кадамык) и ногой, наступившей на линию должно оставаться таким, чтобы томпой мог крутиться.
1г) Альчик обязтельно должен выбиваться через линию.Томпой вместе с альчиком могут направляться в две стороны от линии.
1д) В случае, когда и томпой и альчик будут направлены в одну сторону игра будет незасчитанна.
1е) В случае, если Альчик выйдет за пределы линии, а томпой не смог достичь альчика, то игра будет незасчитанна.
1ж) во время выбивания можно использовать удар вблизи – “кадамык кадоо”, “Тоорумак”- “удар с тыла” делать запрещается.

8.Пояснения по Тоорумак “удар с тыла”:

а) Пояснения по простому тооруу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) При таком приеме пятка левой ноги должна быть на линии, правая нога сзади, левая рука отводится назад и удар совершается наклонившись. И если в это время альчик проходит сквозь внутренние альчики,томпой выходит за линию круга и если при этом пятка была оторвана от линии, или томпой задел ногу игрока или если игрок, отпустив руку и ногу поднял томпой, удар незасчитывается.
1б) Если игрок после удара не смог попасть в круг, должен с места удара сдвинуться на шаг вправо или влево и совершить удар в дальний альчик. Должен выбивать игрок,выбивший альчик.
б) Пояснения по сложному тооруу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) Соблюдая правила простого тооруу,нужно томпой направить в сторону альчиков в кругу.
1б) Если томпой остается внутри круга, то игрок имеет право нащелчок,а если неостался то можно выбивать пока не ошибется.
1в) Не разрешается прицеливаться (тооорумак тооруу) когда игра только началась, и еще не выбит ни один альчик, во время выбивания альчиков игроком и на самой последней игре команды.
1г) В случае, если во время прицеливания (тооруу), альчик, на которого прицеливались прошел сквозь альчики внутри, а томпой вышел за пределы, пятка игрока приподнялась с земли, томпой попал в ноги игрока либо игрок возьмет свой томпой не опуская руки и ноги, он выбывает из игры.

9. Пояснения по боорго алуу (удар от груди):

а) пояснения по простому боорго алуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) при этом приеме, игрок, выбивавший альчики, должен поставить левую ногу на линию, левую рку прижмает к грудии выбивает альчики близлежщие к линии круга. Если томпой выйдет за пределы линии круга, то игра продолжается.
1б) Игра будет проиграна, вслучае, если не отпустит руку отгруди при подбирании томпоя.

б) пояснения по сложному боорго алуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры):
1а) Томпой должен бть направлен в альчики в круге и выбить альчик за линию круга.
1б) Выбитый альчик должен выйти с ближней линии круга, он должен пройти через альчики внутри круга.
1в) Игра будет проиграна, если его альчик будет проходить сквозь альчики внутри круга.
1г) Игра будет проиграна, вслучае, если не отпустит руку отгруди при подбирании томпоя.
10. Пояснения по приему кынкай атуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры):
1а) Данный прием игрок использует когда выбивает альчики, лежащие рядом, носок игрока при этом должен быть в напралении к центру.
1б) Если игрок два раза наступит на линию, а нога, которая является опорой, не будет напралена к быдымыку, то игра будет проиграна.

11.Пояснения по приему байчертмек атуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры):

1а) этот прием используется для нанесения удара сверху, чтобы попасть вкруг,когда альчик находится на расстоянии 1 (один), 1,5 (полтора) метра от линии.
1б) При стрельбе байчертмек игроку требуется вставать на носок в направлении центра (быдымак).

12. Пояснения по приему ичке тушуу.

1а) Когда томпой попадает в кругдолженпривязаться к одному из альчиков или хану, расстояние между ними измеряется в 40 см. До тех пор пока игрок,находящийся внутри круга не попросит судью измерить, расстояние не измеряется.

13. Пояснения по приему чуко чертуу:

1а) “Бирден чертүү”-щелчок по одной,”кармап чертүү” –щелчок придержиая, “сүрө чертүү" – щелчок собирая, “кое берип чертүү” – щелчок отпустив, “топ чертүү” – щелчок группы и “хан чертүү” –щелчок хана, “сабап чертүү” –щелчок хлестком.
1б) При стрельбе, используя все виды выбивания, необходимо в обязательном порядке, чтобы при вставании поднималось сперва колено, и только затем было движение ноги-опоры.

а) пояснения по бирден чертуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) когда игрок попадает в круг,он может применять удары щеочком,при таком ударе левая нога должна быть параллельналинии,соединяющей две крайние альчики,другая нога,также не должнапереходить эту линию,после этого,передвигая или не передвигая колено,должен щелчком ударить один альчик,встать и обратно ударить другой альчик.
1б) Игра считается потерянной, если при выбивании альчик не выйдет за пределы круга, томпой окажется дальше от альчика, также томпой отскочит от руки и рукой игрок коснется земли.
б) пояснения по сабап чертуу. ( выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) Игрок может использовать данный прием когда альчики густо расположены, может бить на расстоянии руки,при этом можно передвигатьколено,но необходимо выбить не менее трех альчиков.
1б) Во всех приемах щелчков нужно правильно садиться,рука не должна касаться земли,томпой не отрывается от земли.\,колено недолжно переходить линию,соединяюще\ую два крайних альчика,между стопой ноги и кеоленом согнутой ногине должны оставаться альчики.
1в). При выбивании альчиков, если альчик не будет выбит, томпой окажется дальше от альчика, из руки выскользнет томпой и игрок рукой дотронется земли, если оба альчика остановливаются, то игра считается потерянной.

в) пояснения по кое берип чертуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) этот прием используется, когда томпой оказался рядом с отдельно лежащим альчиком. В этот случае выбивают этот же альчик в сторону большинства альчиков, при этом альчик должен быть выбит из круга, а томпой должен привязаться к дргим альчикам.
1б) Этот прием можно использовать несколько раз, но,при условии, что один альчик должен выбиваться из круга, а томпой привязаться к одному из альчиков в круге.
1в) Игра считается потерянной, в случае, если томпой не привяжется в другому альчику, или игрок дотронется рукой земли.

г) пояснения по кармап чертүү (какмай). (выбывает из игры, не выбывает из игры)
1а) игрок заходит в круг, выбивает щелчком один альчик,садится и выбивает еще один альчик (в это время томпой не должен ложиться (ара бөк),после этого должен выбить альчик,лежащий в стороне,при этом держа томпой ертикально или горизонтально,третий альчик тоже выбивается щелчком.
1б) при ударе “кармап чертүү” должно выбиваться не менее трех альчиков.
1в) Томпой игрока не должен выходить из его рук во время выбивания толчком, в случае, если томпой выскочит из рук, либо кончиком томпоя ударит об альчик, игра считается потерянной.
д) пояснения по Сүрө чертуу (жамап). (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) при таком ударе игрок, альчики, рассыпанные по одной, попавший в круг
Выбивает так, чтоб они сгруппировались. При таком щелчке томпой не долженотрываться от земли, рука не должна касаться пола и если щелчок получился не по прямому направлению, а вкось, удар не засчитывается.

е) пояснения по топ чертуу (топ уруу). (выбывает из игры, не выбывает из игры).
1а) Игрок может войти в круг, ударить один альчик, встать, а затем может бить в группу альчиков
1б) Групповой считается, если в центре друг к другу близко расположены более пяти альчиков.
1в) При эдаре в группу, удар томпоем совершается не передвигая колено.
1г) Если при ударе альчикзадел игрока, томпой бл оторван от земли или передвинулось колено или стопа, удр не засчитывается.

14. Пояснения по Хан чертүү. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

1а) В Хана можно бить и во время игры. При ударе Хана колено также не передвигается
1б) Когда в ордо остаетсяпять альчиков, начинается выбивание хн,первым начинает предстаитель играющей команды.
1в) Игроки выбивающие хана могут меняться. Команда, выбившая Хана, забирает вместе с Ханом три альчика,другая забирает два альчика и если есть еще время,пересчитают альчики и команда,забравшая хана первая начинает игру.
1д) Хан обязательно должен быть выбит из центра.
1д) Игра будет проиграна, если игрок выбивающей хана команды, войдет внутрь круга ордо, заденет рукой Хана, который еще не вышел за переделы, хан был задет и обратно вошел во внутрь, и если у игрока при отпускании из рук своего томпоя он (томпой) выйдет за пределы линии круга, то хан обратно будет положен в центр, но в этот раз будет бить его противник.

Видео

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner