ИАЦ "Кабар"

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
07/12 18:05
 

ИАЦ "Кабар". Поправки в Конституцию: пояснения - зачем и почему

ИАЦ "Кабар". Поправки в Конституцию: пояснения - зачем и почему

Предлагаемые поправки в Конституцию Кыргызстана были вынесены на общественное обсуждение еще летом 2016 года. Вскоре это породило две точки зрения на внесение изменений. В частности, относительно одной из статей главного закона страны. Их объединяет то, что обе стороны основываются на одной и той же статье 114, основываясь на разных частях одной статьи.

Статья раздора

Статья 114 Конституции Кыргызской Республики

1) Закон о внесении изменений в настоящую Конституцию может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем.

2) Изменения в положения третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого разделов настоящей Конституции могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.

Внимание! В соответствии с Законом КР от 27 июня 2010 года положения части второй статьи 114 вступают в силу с 1 сентября 2020 года

По словам экспертов, в первой части статьи говорится, что изменения могут быть приняты референдумом, который назначается Жогорку Кенешем, и вторая часть не ограничивает проведение референдума. Решение о проведении референдума Жогорку Кенеш принял 2 ноября 2016 года.

«С июля месяца мы обсуждаем эти поправки на всех каналах, газетах, печатных изданиях и прочих площадках - государственных и частных. И потом в 114 статье четко не прописано. Там, во второй части говорится о запрете, а в первой части говорится, что референдум возможен. Мы не должны отбирать право граждан на референдум. Источник власти в КР - народ и 11 декабря народ должен решить», - сказал в интервью руководитель группы «За внесение изменений в Конституцию КР» Таалайбек Усубалиев.

По его словам, внесение поправок в главный закон страны продиктовано пробелами в действующей конституции, в которой, в частности, решение международных организаций ставится выше решения Верховного суда КР. А предлагаемые поправки снимут конфликтные моменты как в судебной ветви власти, так и конфликтные моменты в исполнительной ветви власти.

«В 2010 году, когда принималась действующая конституция, было ограничение во времени, и давление международных организаций было очень сильным. Поэтому в некоторых статьях заложены такие моменты, которые очень негативно могут отразиться на нашем государстве спустя какое-то время. Первый звонок - это дело Азимжана Аскарова, когда решение Верховного суда ставится ниже решения международных организаций. Это опасное явление, которое принижает наш суверенитет», - считает Т. Усубалиев.

Исполнительная власть

По мнению экспертов, как сторонники, так и противники внесения изменений в конституцию привлекают статьи, касающиеся судебной ветви власти, исполнительной власти и законодательной власти. По мнению Усубалиева, поправки сделают исполнительную власть более устойчивой и внесут порядок в структуру исполнительной власти. Так как частая смена исполнительной власти затрудняет проведение реформ и устойчивость ее работы.
«С 2005 года у Кыргызстана уже шестой премьер министр. И здесь, после внесения поправок, выход из коалиции усложняется. Три премьер-министра ушли из-за развала коалиции, включая Сариева, двое ушли из-за утраты доверия в коалиции большинства и один из-за того, что была угроза утраты доверия у коалиции большинства. То есть, поправки сделают более устойчивой исполнительную ветвь власти», - считает Т. Усубалиев.
По действующей конституции акимы районов избираются местными кенешами. Существуют ограничения по территориальному принципу. Аким, проживающий в одном районе, не может избираться в другом. Это касается и областей. По мнению экспертов, внесение поправок в конституцию привнесет порядок в структуру исполнительной власти.

«Акимы - это представители правительства на местах. Они реализуют задачи правительства и находятся в структуре правительства, если они избираются, то возникает конфликт. Это принципиальный вопрос. Внесение поправок повлечет назначение акимов. Это четко разделяется в поправках, они входят в исполнительную власть и назначаются премьер-министром», - пояснил Т. Усубалиев.

По мнению политолога Марата Казакпаева, внесение поправок ослабляет роль Президента во власти и усиливают роль премьер-министра, что в принципе позитивно повлияет на политическую ситуацию в стране.

«Депутаты правильно подняли вопрос свободы пространства правительству. Я считаю, что в новой редакции нет авторитаризма. Задача власти – выстроить пост-атамбаевскую модель правления. Власть признает, что все зависит от президента. В конечном итоге, сейчас все решает глава государства и его команда. Президенту необходимо разгрузиться», – считает М. Казакпаев в одном из интервью.

Брак и семья

По мнению экспертов, большинство поправок направлены на заполнение пробелов в действующей конституции. «Часть поправок уточняется, например, такие как брак. Вводится уточнение, что брак возможен только между мужчиной и женщиной. В действующей конституции это не указано», - утверждает Т. Усубалиев.

«Кумтор»

Немало споров вызывает и статья, отменяющая срок давности за экоцид. По мнению экспертов, есть люди, которые лоббируют отмену правок именно из-за «Кумтора». «Есть много людей, которые заинтересованы в том, чтобы поправки не прошли. Это не простые люди, очень богатые в свое время. Возможно, они получили какую-то долю с «Кумтора» за свои «услуги». Если изменения пройдут, их можно привлекать к ответственности. Хотя бы показать их народу, вот они какие, вот они это натворили по «Кумтору». Но для этого должны вступить в силу поправки в Конституцию», - считает Т. Усубалиев.

По мнению политолога Токтогула Какчекеева, проект «Кумтор» не оправдал надежд на реконструкцию промышленного сектора страны из-за политиков того времени. «Президент сказал о том, что если кто-то замешан по делу «Кумтор», они будут привлечены к ответственности независимо от срока давности в истории Кыргызстана. Посмотрите тех, кто сидел первый и второй созывы парламента. Даже было решение о публикации участия наших политических деятелей в сделках с «Кумтором». А этого до сих пор нет. Значит, кто-то лоббирует тех, которые получают от золотого месторождения большие суммы денег, скажем долю. Они не желают этих поправок. А их влияние очень большое и среди оппозиции, среди НПО и среди тех, через кого они лоббируют свою безопасность», - заявил Т. Какчекеев.

Гражданство

Неправительственные организации считают, что статья, позволяющая лишение гражданства, является нарушением прав человека. Политологи придерживаются мнения, что это норма введена в связи с обострившейся ситуацией с терроризмом и незаконным участием граждан в боевых действиях за рубежом.

«Эта статья внесена для безопасности КР. Против тех, кто едет воевать в другие страны, а потом, вернувшись, начинают строить подпольные ячейки у нас в стране. Был пример, командир ОМОНа Таджикистана очутился в ИГИЛ, и сейчас там занимает высокую должность. Эта статья вводится, чтобы те, кто, например, едет в Сирию, не могли свой опыт реализовывать здесь. Мы защищаемся от экстремистских террористических организаций. Они повоюют там год-два, потом вернутся и начнут создавать подпольные организации. Это превентивная мера. Чтобы не дать им возможности вернуться в страну. К тому же будут приниматься подзаконные акты, в которых будет прописано, что лишение гражданства возможно, если будет неоспоримая доказательная база. Эти моменты будут регулироваться законами», - пояснил Т. Усубалиев.

Суды и международные организации

В действующей конституции приоритет в окончательном решении судов относится к международным организациям. По мнению политолога Токтогула Какчекеева, эта норма появилась из-за невнимательности политиков, которые готовили проект конституции под влиянием НПО и международных организаций еще в 2010 году.

«Когда конституцию публиковали, я был против. Потому, что я прочитал, что в этой конституции нас просто подкладывают под кого-то. Это могут быть международные организации, международные официальные организации, организации, имеющие международный статус международных организаций, везде они могут вмешиваться в дела суверенного Кыргызстана. И это не случайно, эту конституцию писали в основном неправительственные организации и оппозиционные силы и поставили государству такие серьезные препоны», - утверждает Т. Какчекеев.

Реформы продолжатся

Как сторонники, так и противники поправок сходятся во мнении, что это не последние изменения в Конституцию. По словам политолога Бакыта Бакетаева, изменения в основной закон будут вноситься до тех пор, пока в стране не возникнет четкий баланс между ветвями власти.

«Надо понимать, что это необходимые поправки в Конституцию для того, чтобы она была жизнеспособной и отвечала нашим реалиям. Это не последние поправки. Мы будем еще и еще раз выносить предложения по поправкам в конституцию, пока она не станет идеальной», - прокомментировал Б.Бакетаев.

Напомним, референдум по внесению изменений в конституцию КР состоится 11 декабря 2016 года вместе с выборами в местные кенеши КР.

ИАЦ "Кабар"
Мирлан Киизбаев

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner