Экономика

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
03/02 12:42
 

Иорам Мушкат: «Впервые за 20 лет Кыргызстан будет реально руководить проектом «Кумтор»

Бишкек, 3 февраля /Кабар/. Впервые за 20 лет Кыргызстан будет реально руководить проектом «Кумтор». Об этом говорится в заявлении Жогорку Кенешу Иорама Мушката, генерального директора аудиторской компании «Y.Muszkat, Law Offices», проводившей экспертизу проекта «Кумтор».

Агентство «Кабар» публикует текст заявления И.Мушката, направленного депутатам Жогорку Кенеша, спикеру, и председателям комитетов парламента.

Уважаемые господа депутаты!

В последнее время в вашей стране идут неутихающие споры по вопросам реструктуризации Кумтор и условиях, которые предъявляет как Центерра, так и Кыргызская сторона.

Хорошо зная историю Кумтора, я решил высказать свои комментарии по Меморандуму о взаимопонимании по проекту «Кумтор» между Правительством Кыргызской Республики, ОАО «Кыргызалтын», компанией «Центерра Голд Инк.» (руководящие принципы) от 9 сентября 2013 года и Соглашению об условиях реструктуризации проекта Кумтор между Правительством Кыргызской Республики, ОАО «Кыргызалтын» и «Центерра Голд Инк» от 19 января 2014 года.

Следует отметить, большую разницу между этими документами. Текст Соглашения позволяет сделать вывод о значительном улучшении условий для Кыргызской стороны.

Ключевым моментом Соглашения является то, что новое предприятие будет создано на базе ЗАО «Кумтор Голд Компани» и ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани», и что Совместное предприятие будет являться юридическим лицом Кыргызской Республики, действующим на территории Кыргызской Республики в соответствии с принципами, отраженными в Соглашении, условиями последующих Соглашений, а также законодательством Кыргызской Республики.

Необходимо отметить, что впервые за 20 лет, Кыргызская сторона будет реально руководить проектом Кумтор. По закону Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», к исключительной компетенции совета директоров относятся следующие вопросы:

- определение стратегических целей акционерного общества и формирование его политики, а также контроль над их реализацией исполнительным органом;
- избрание исполнительного органа и установление размеров выплачиваемого вознаграждения;
- принятие решения о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа;
- подготовка рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и порядку их выплат;
- представление общему собранию акционеров обоснованных рекомендаций относительно реорганизации общества, а также по созданию филиалов и открытию представительств общества;
- избрание аудитора общества и определение размера оплаты услуг аудитора;
- рекомендация общему собранию акционеров величины, условия и порядка увеличения или уменьшения количества обращаемых акций и др.

Вышеуказанные полномочия Совета директоров позволят контролировать и осуществлять мониторинг деятельности управляющей компании, получая от него ежемесячные и ежеквартальные отчеты, а также устанавливать стандарты и нормативы деятельности на руднике на основе мировых стандартов.

Положительным фактом Соглашения является то, что в соответствии с соглашением председателем Совета директоров является представитель Кыргызской стороны. Все руководители управляющей компании будут назначаться после одобрения Совета директоров. Считаю, что форма акционерного общества с равным количеством членов Совета директоров и участием независимого профессионального и авторитетного члена Совета директоров позволит построить управление в соответствии с международными принципами. Это позволит повысить инвестиционный климат в Кыргызской Республике и доверие международных крупных инвесторов, большинство из которых является акционерами Центерры.

Важным пунктом соглашения (№9) является обязательство Центерры по увеличению численности граждан Кыргызской Республики в руководстве СП (к 2016 году, не менее 90% менеджеров 4 верхних уровней руководства и 75 % трех уровней руководства из граждан Кыргызской Республики). Положительным является и то, что два вице-президента управляющей компании будут представители Кыргызской стороны.

Также одним из положительных моментов является пункты 2.2, 3.2.2, 15.2.4, позволяющие провести реструктуризацию открыто, прозрачно, с соблюдением всех законов, запрещающего коррупцию, взяточничество и прочие негативные явления. В случае выявления нарушений принципов реструктуризации, недобросовестного отношения и проявления элементов коррупции с одной стороны позволяет вернуться и устранить эти факты путем улучшения условий для другой стороны. Это позволяет Кыргызской стороне провести дополнительную оценку активов Центерры и доли в проекте «Кумтор».

Предлагаю особо акцентировать внимание в последующих соглашениях на то, что в прошлом были нарушения по определению активов учредителей, на необходимость их искоренения.

Соглашение позволяет увеличить реинвестирование в экономику Кыргызской Республики на не менее 50 млн. долларов США в год.

Важным моментом соглашения является ограничение срока с 4 декабря 2042 года до 2026 года.

К этому же сроку появляется возможность для Кыргызской стороны получить до 67% в СП «Кумтор» по справедливой рыночной цене.

Согласно статье 10 Соглашения, Совместное предприятие берет на себя обязательство по осуществлению инвестиций в проекты по развитию сообществ, ориентированные на развитие инфраструктуры (включая дороги), создание рабочих мест, реализацию сельскохозяйственных проектов и предприятий, поставляющих товары и услуги, используемые в горнодобывающей промышленности Кыргызской Республики.

Важным достижением соглашения является статья 13.2, позволяющий заключить договор с управляющей компанией, учитывающий международную практику горнодобывающей промышленности, стандарты охраны окружающей среды, и вознаграждение за услуги. Этот же пункт позволяет в случае нарушения вышеуказанных требований, расторгнуть договор об оказании услуг с управляющей компанией.

Соглашение предусматривает увеличение объема приобретаемых в Кыргызской Республике товаров и услуг от 100 млн долларов США в течение срока проекта (составит 750 млн. долларов США).

Соглашение содержит ряд положений, позволяющий Кыргызской стороне увеличить поступление денежных потоков в бюджет Кыргызской Республики и населению страны.

С приобретением юридической силы, Соглашение позволит создать совместное предприятие на новых условиях хозяйствования, и проект «Кумтор» может стать из негативного примера инвестиций в передовой инвестиционный проект Кыргызской Республики.

Знакомясь с активным обсуждением предстоящей реструктуризации, мне кажется, что весь негатив вызван из-за того, что Кыргызская Республика и ее народ не получает от проекта «Кумтор» положенных им материальных выгод. Участвуя в своей практической работе, во многих хозяйственных спорах, я сделал для себя вывод, что в таких вопросах, как реструктуризация, и в вашим конкретном случае, положительные итоги возможны только в случае учета интересов всех сторон.

Я возвращаюсь к своим рекомендациям от 15 октября 2012 года, в которых я отмечал, что национализация нанесет только большой ущерб интересам Кыргызской Республики. На сегодняшний момент, с циничной точки зрения, можно предположить, что предложение о национализации проекта Кумтор могло поступить от самой Центерры, потому что это сделает их миллиардерами. Национализация, неминуемо приведет к падению акции и Центерра заявит, что в этом вина Кыргызской стороны, и они потеряли большую выгоду. Что по их прогнозам их акции должны были бы повыситься на 100 и более процентов. Они будут благодарить тех кыргызстанцев, кто за национализацию, как своих сторонников, которые помогли им получить миллиарды долларов - деньги которые они никогда не смогли бы заработать при честной, обычной работе.

Так как наша цель это помощь Кыргызской Республике, а не навредить ей, считаю вопрос национализации, даже как мысль, нужно снять с повестки дня.

По поводу того, как проводится работа на руднике Кумтор на сегодняшний день, то очевидно, что Центерра использует все возможности корпоративного управления только в своих целях. Дивиденды определяются не от общей суммы прибыли, а по остаточному принципу, по решению совета директоров. В связи с чем, Кыргызская Республика не получает положенных ей материальных выгод.

Новое Соглашение не является идеальной (идеалы существуют только в фантазиях), но это Соглашение является оптимальным при нынешних условиях.

Считаю, что Кыргызская Республика предпринимает правильные, взвешенные и рациональные шаги по созданию совместного предприятия «Кумтор» с долей 50-50.

Это-то единственное, что возможно на сегодняшний момент. Всю работу по проекту «Кумтор» считаю нужным поделить на 2 части:

- Процесс создания совместного предприятия.
- Проведение работы по взысканию долгов и упущенных выгод по отношению к компании «Камеко».

И эти направления должны осуществляться независимо друг от друга.

Если в соответствии с Соглашением в ближайшее время заработает совместное предприятие Кумтор по законодательству Кыргызской Республики, в соответствии с которой Кыргызская сторона начнет руководить данным проектом, то я уверен, что это позволит и поможет ускорить возвращение ранее упущенных выгод, выявить обман и коррупцию.

Все это позволит в конечном итоге увеличить долю Кыргызской стороны в проекте «Кумтор». Но, вся проводимая работа должна быть продуманной, системной, справедливой для всех участников реструктуризации и на всех этапах надо работать только профессионально».

 

Теги: 

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner