Аналитика

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
10/01 13:21
 

Бремя предпринимателей по оплате патента и страхового полиса составляет 3,12 млрд.сом

Бремя предпринимателей по оплате патента и страхового полиса составляет 3,12 млрд.сом

Каждый владелец малого бизнеса в Кыргызстане хорошо знаком с таким документом, как патент. Идея введения налога на основе патента заключалась в упрощении ведения бизнеса для малого бизнеса и выведение из тени предпринимателей. Особенностью этого вида налога является то, что поступления от налога на основе патента остаются в местном бюджете.

В 2015г. в бюджет страны поступило 2 089,92 млн. сом в виде налога на основе патента, из которых 13% принесли предприниматели на основе обязательного патента и 87% поступило от владельцев добровольного патента. Сумма поступлений в государственный бюджет от налога на основе патента составляет 1,6% от всех поступлений в бюджет. На Рис. 1 представлена динамика поступлений от налога на основе патента, уплачиваемая предпринимателями Кыргызстана.

Увеличение поступлений от патента не говорит о пропорциональном увеличении доли в структуре государственных поступлений, а демонстрирует обратное:

Согласно графику доля поступлений налога на основе патента с 2013г. сокращается в общей структуре государственных поступлений в бюджет.
Патенты были введены в налоговую систему Кыргызстана в 1996г., который предполагал 35 видов деятельности. В 2010г. количество видов было расширено и составило 122 вида. В 2015г. количество было сокращено и на сегодняшний день составляет 81 наименований.

Для предпринимателя, который ведет свой бизнес на основе патента несет следующие издержки и расходы, чтобы соблюдать требования налогового кодекса:

Таким образом, ежегодно предприниматель несет издержки в размере 8 219,7 сом для соблюдение налогового кодекса (налоговое администрирование). Эти негативные факторы привели малый бизнес к убыточности в размере -14,8% в 2015г. Рентабельность малого бизнеса в период после реформ, т.е. в 2011г. составляла 10,3%.

Издержки на соблюдение налогового администрирования преимущественно приходятся на:

1. Простаивание в очереди на оплату в банке,
2. Простаивание в очереди на получение штампа от инспектора

Таким образом соблюдение налогового кодекса является время затратным процессом, которое влечет за собой издержки для предпринимателя. Причиной этих очередей является следующее:

1. Оплату за патент и страховой полис можно сделать только в одном банке – РСК БАНК
2. В регионах не имеются платежные терминалы для оплаты налога на основе патента и страховых отчислений
3. Все платежи в государственный бюджет принимаются только одним банком - РСК БАНК
4. Филиалы РСК БАНКА находятся только в районных центрах и крупных городах, следовательно, предприниматели из сел и более мелких городов приходится ездить в ближайшие филиалы
5. Малый бизнес ежемесячно производит оплату за патент чтобы избежать нерациональных потерь, т.к. имеет место нестабильность в бизнесе
6. Проникновение интернета в Кыргызстане на начало 2015г. составил 43,7%
7. Налоговая система не имеет альтернативных платежных систем для упрощения процедур уплаты, продления, приостановления и закрытия

РСК БАНК выступает монополистом приема платежей в адрес Государственной налоговой службы и Социального Фонда. При этом количество филиалов распределено непропорционально. У РСК БАНК имеется 139 филиалов по всей стране, из которых:

Уровень распределения малого бизнеса по количеству субъектов выглядит следующим образом:

А теперь приведем соотношение количества малого бизнеса на филиалы по областям, т.е. нагрузку на филиалы:

Согласно диаграмме наибольшую нагрузку несут филиалы Ошской области, т.к. клиентов больше, а количество филиалов меньше. Наименьшая нагрузка приходится на г.Бишкек, т.е. филиалы города в среднем обслуживают 1159 субъектов. Эта диспропорция ведет к негативным факторам в виде:

1. Неформальные платежи инспекторам ГНС и Социального фонда, чтобы избежать сложных налоговых процедур
2. Уход в тень, чтобы облегчить свои бизнес-процессы
3. Рост нагрузки на малый бизнес
4. Потеря истинного эффекта от патента, как упрощенного режима налогообложения

Факт неоправданной монополии РСК БАНКА по платежам на основе патента и страховым отчислениям подтвердился в ходе проведенного мониторинга по ключевым городам Кыргызстана:

1. г.Каракол
2. г.Нарын
3. г.Ош
4. г.Талас
5. г.Джалал-Абад

Мониторинг проводился в следующих банках и государственных учреждениях:

1. РСК БАНК
2. ЗАО Банк Компаньон
3. ЗАО ЭкоИсламик Банк
4. ОАО Айыл-Банк
5. ЗАО Бай Тушум Банк
6. ЗАО «Демир Кыргыз Интернэшнл Банк»
7. ОАО Российско-Кыргызский «АМАНБАНК»
8. Социальный фонд г.Нарын, г.Каракол, г.Ош, г.Талас, г.Джалал-Абад
9. Государственная налоговая служба г.Нарын, г.Каракол, г.Ош, г.Талас, г.Джалал-Абад

Также были опрошены предприниматели в целевых городах, которые единогласно отметили факт проведения оплаты исключительно в РСК БАНК.

В ходе мониторинга было выявлено следующее:

1. Платежи по патенту и страховому полису производится исключительно РСК БАНК
2. Коммерческие банки перенаправляют предпринимателей в РСК БАНК, ссылаясь на невозможность принять такие платежи
3. В городах не имеются терминалы для проведения платежей
4. Информационные стенды по патентам отсутствуют в здании Государственной налоговой службы (ГНС)
5. Оплату и получение страхового полиса можно сделать в ГНС
6. Местные предприниматели считают, что причина того, что оплату может принимать только РСК Банк кроется в наличии коррупционных схем между РСК Банком, ГНС, Соц.фондом
7. Предприниматели отмечают остроту сложившейся схемы проведения оплаты
8. Социальный фонд и ГНС должен заключить соглашение с коммерческими банками и открыть в них свои счета, чтобы предприниматели могли проводить платежи в любом доступном банке страны

Стоит отметить, что в Кыргызстане насчитывается 24 банка, которые могли бы упростить процесс проведения платежей предпринимателям посредством обеспечения более широкой доступности (большая сеть филиалов 24-х банков) и сокращением времени простаивания в очереди.

Негативные последствия монополии РСК БАНКА по приему платежей за стоимость патента и страхового полиса можно решить посредством открытия доступа к приему платежей всеми банками в Кыргызстане. Это решение:

1. снимет нагрузку с РСК БАНК,
2. обеспечит доступность платежной системы предпринимателям,
3. сократит издержки предпринимателей на соблюдение налогового кодекса в части оплаты до 50%
4. восстановление нормы рентабельности малого бизнеса к данным 2011г. (10,3%) вместо текущего убыточного состояния (-14,8%)
5. увеличение оборотных активов малого бизнеса на 1 572,7 млн. сом за счет высвобождения средств от экономии времени по оплате налога и страхового полиса, которые вложатся в развитие бизнеса
6. за счет упрощения процесса оплаты увеличатся поступления в бюджет, потенциал которого составляет не менее 2,21 % от общей суммы поступлений в государственный бюджет

Эти позитивные эффекты оправдывают меры по снятию монополии РСК БАНКа на прием платежей по патентам и страховым полисам от предпринимателей.

Аналитический центр "БизЭксперт"

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner