МИД КР

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
21/10 15:49
 

О Консульской службе МИД КР

Внешнеполитический курс Кыргызстана за 25-летний период Независимости ознаменовался активным и уверенным вхождением молодого суверенного государства в мировое сообщество, расширением политических, экономических, культурно-гуманитарных и научно-технических связей с иностранными государствами, увеличением кыргызских представительств и количества граждан, находящихся за рубежом. Очевидно, что перечисленные факторы внесли качественные изменения в содержание консульской службы МИД КР и поставили перед ней новые задачи.

За годы Независимости были выработаны основные принципы и определены приоритетные направления внешнеполитического курса Кыргызстана. Исходя из принципа приоритетности, в настоящее время за рубежом осуществляют свою деятельность 38 дипломатических представительств и консульских учреждений, а также 30 Почетных консульств Кыргызской Республики.

В сфере международных отношений, наряду с дипломатическими представительствами, государства широко используют систему консульского представительства. Исторически консульское представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий. Если первые постоянные дипломатические представительства появились только в ХV в., а в Европе система постоянных дипломатических представительств сложилась в ХVI-ХVIП вв., то консульское представительство своими корнями уходит еще в античное прошлое.

Во второй половине XVIII в. благодаря бурному развитию промышленности и транспорта создаются условия для резкого увеличения обмена людьми и товарами. В это время значительно расширилась сеть консульских учреждений, повсеместное распространение получает институт Почетных (нештатных) консулов. Консульский институт приобретает современные черты, разрабатываются консульские уставы, регламенты и инструкции, определяющие права и обязанности консулов.

В 1926 году Президиумом ЦИК СССР был утвержден Консульский устав СССР. Новый Консульский устав СССР был утвержден 25 июня 1976 года. В целях регламентирования консульской деятельности загранучреждений Кыргызской Республики, а также совершенствования правовой базы консульской деятельности, постановлением Правительства Кыргызской Республики № 725 11 ноября 2011 года был утвержден Консульский устав независимого Кыргызстана.

Консульская служба является неотъемлемой и составной частью дипломатической службы и призвана обеспечить в рамках своих функций и задач защиту прав и интересов государства, его юридических и физических лиц в отношениях с иностранными государствами, их ведомствами, организациями и частными лицами. С учетом происшедших после распада СССР изменений в сфере международных отношений, возрастанием международной экономической и политической активности Кыргызстана, значение консульской службы и ее учреждений объективно возрастает.

Консульские отношения – это официальные отношения между государствами, правительствами и специальными органами внешних сношений (консульскими учреждениями), характеризующиеся совокупностью невоенных практических мер, форм, средств, и методов ведения внешней политики и направленные на защиту прав и интересов государства, юридических и физических лиц за рубежом. Нормы консульских отношений устанавливаются самостоятельными много и двусторонними договорами и соглашениями.

Консул - это должностное лицо, назначенное одной страной в качестве своего постоянного представителя в другой стране для выполнения консульских задач и функций и допущенное к их выполнению компетентными властями страны пребывания, в соответствии с правилами и формальностями, установленными в этой стране.

Консульское учреждение – это постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства, и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и юридических лиц. Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабе всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению.

Двадцать пять лет существования Кыргызской Республики были связаны с изменениями, происходящими как во внутренней, так и внешней политике нашего государства. Развитие и расширение отношений кыргызских граждан, организаций и предприятий с гражданами, предприятиями и фирмами других государств привело к значительному увеличению числа поездок наших граждан за границу, а иностранцев – в Кыргызстан. Регулирование таких отношений и перемещений входит в задачи и компетенцию консульской службы.

Консульская служба МИД КР состоит из: 1) внутренних органов, к которым относится Департамент консульской службы как функциональное структурное подразделение МИД КР и Полномочное Представительство МИД КР в г.Ош по югу Кыргызстана; 2) внешних органов, к которым относятся консульские учреждения Кыргызстана за границей – консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, вице-консульства, консульские агентства, визовые пункты, а также Почетные консульства.

Нормативно-правовой базой деятельности консульской службы МИД КР являются заключенные как многосторонние, так и двусторонние соглашения и внутреннее законодательство Кыргызстана.

К числу международных соглашений относятся Венская конвенция о консульских сношениях 1963г., двусторонние консульские конвенции, многосторонние и двусторонние соглашения об открытии консульских учреждений, по вопросам гражданства, о взаимных поездках граждан, о правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам и др.

Основным внутренним законом является Конституция Кыргызской Республики, на основании которой разрабатываются другие законодательные акты и нормативные правовые документы. Ряд положений Конституции КР касается вопросов гражданства, свободного выезда кыргызстанцев за пределы КР, защиты и покровительства гражданам за пределами республики. Основным нормативным актом, регулирующим правовые отношения в области внешней миграции, порядок выезда-въезда граждан КР и иностранных граждан, а также лиц без гражданства является Закон КР «О внешней миграции» от 17 июля 2000 г.

Деятельность консульской службы МИД КР направлена:
- на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в части касающейся консульской сферы (исполнение Указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Жогорку Кенеша и Правительства Кыргызской Республики, межправительственных соглашений);
- защиту прав и интересов граждан КР, пребывающих за рубежом, привлечение кыргызской диаспоры для совместной работы по оказанию помощи гражданам КР, применение в повседневной работе возможностей интернета и социальных сетей для взаимодействия с кыргызскими гражданами;
- расширение консульского присутствия КР за рубежом. За последние годы открыты канцелярии Посольства КР в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Красноярске, где пребывает немалое количество кыргызских граждан; учреждение Почетных консульств КР, преимущественно в тех странах или регионах иностранных государств, где нет загранучреждений КР;
- либерализацию визового режима и др.

Следует подчеркнуть, что, в соответствии с законодательством КР, граждане Кыргызстана за границей пользуются защитой и покровительством Кыргызской Республики. Задача защиты прав и интересов кыргызских граждан, обеспечения их нормального безопасного пребывания в иностранных государствах является важнейшей задачей консульской службы МИД КР и загранучреждений КР. Обращения граждан по защите их прав и интересов за рубежом находятся на постоянном и особом контроле МИД КР. Консульские сотрудники принимают меры, чтобы граждане Кыргызстана пользовались в полном объеме и всеми правами, предоставленными им законодательством страны пребывания, консульскими конвенциями и другими международными договорами, участниками которых являются Кыргызстан и государство пребывания.

Таким образом, консульская служба МИД КР призвана быть в максимально возможной степени приближенной к человеку, нацеленной на обеспечение его прав и интересов и олицетворять собой государственную защиту для кыргызских граждан за границей. Она должна гибко реагировать на события и инциденты, быть способной предоставить нужную информацию и оказать помощь гражданам Кыргызской Республики, попавшим в чрезвычайную ситуацию, содействовать, следить в рамках своей компетенции за соблюдением "духа и буквы" международных соглашений Кыргызской Республики и кыргызского законодательства.

Департамент консульской службы МИД КР

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner