МИД КР

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
18/08 16:13
 

История создания внешнеполитического ведомства Кыргызстана

История создания внешнеполитического ведомства Кыргызстана

В целях проработки вопросов по широкому участию союзных республик в послевоенной внешнеполитической деятельности СССР, Комиссией при Министерстве иностранных дел СССР был внесен на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР вопрос о расширении прав союзных республик в области внешнеполитической деятельности.

В своем докладе на десятой сессии Верховного Совета СССР 1 февраля 1944 года Нарком иностранных дел СССР В. Молотов подчеркнул необходимость предоставления союзным республикам полномочий вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения в силу политического, экономического и культурного роста союзных республик, а также специфическими хозяйственными и культурными нуждами союзных республик, которые не в полной мере охватываются общесоюзным представительством за границей, договорами и соглашениями СССР с другими государствами (М. Дюшекеев, М. Иманалиев, История образования Министерства иностранных дел Кыргызстана и его деятельность до завоевания независимости страны, Дипломатический вестник 2000).

Следует отметить, что основа создания внешнеполитических органов союзных республик начала зарождаться в ходе встреч глав союзных держав по антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании.

В частности на основе результатов московской и Тегеранской конференций была признана необходимость в проработке вопросов по участию всех союзных республик СССР в работе будущей международной организации. Дополнительно учитывалось и то, что по всему миру развертывалась и уже шла национально - освободительная война народов, борющихся за независимость. В этой обстановке советское руководство на основе линии коммунистической партии по оказанию помощи национально - освободительному движению и увеличению влияния коммунистических партий приняло решение на предоставление союзным республикам права на участия международных сношениях, наделив их признаками субъектов международного права, а именно права вступления в непосредственные отношения с иностранными государствами обеспечения таким атрибутом как возможность наличия собственных вооруженных сил.

Вышеуказанные права союзных республик были легализованы 1 февраля 1944 года - на сессии Верховного Совета СССР 1 февраля 1944 года был принят Закон СССР «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат» в следующей редакции:

«В целях расширения международных связей и укрепления сотрудничества Союза Советских Социалистических Республик с другими государствами и учитывая возросшую потребность союзных республик в установлении непосредственных отношений с иностранными государствами, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Установить, что союзные республики могут вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения.

2. Внести в Конституцию СССР следующие дополнения:

а) дополнить статью 14 пункт 2 «а» Конституции СССР после слов «представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров» словами «установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами», изложив этот пункт следующим образом:
«а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами»;
б) дополнить Конституцию СССР статьей 18-а следующего содержания:
«Статья 18-а. Каждая союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами»;
в) дополнить статью 60 Конституцию СССР пунктом «д» следующего содержания:
«д ) устанавливает представительство Союзной республики в международных сношениях».

3. Преобразовать Народный комиссариат иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат.

В соответствии с вышеуказанным союзным законом на седьмой сессии Верховного Совета Киргизского ССР седьмого созыва 17 марта 1944 года был принят Закон Киргизской ССР «Об образовании союзно-республиканского Народного Комиссариата иностранных дел»:

«В соответствии с принятым Верховным Советом СССР Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного Комиссариата Иностранных Дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат», Верховный Совет Киргизской ССР постановляет:

1. Образовать союзно-республиканский Народный Комиссариат Иностранных Дел Киргизской ССР.
2. Внести в Конституцию Киргизской ССР следующие дополнения:
а) Дополнить Конституцию Киргизской ССР статьей 16-а следующего содержания:
«Статья 16-а Киргизская Советская Социалистическая Республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами»;
б) дополнить статью 19 Конституции Киргизкой ССР пунктом «щ» следующего содержания:
«щ) установление представительства Киргизской ССР в международных отношениях»;
в) дополнить Статью 31 Конституции Киргизской ССР пунктом «к» и пунктом «л» следующего содержания:
к) назначает и отзывает дипломатических представителей Киргизской ССР в иностранных государствах»;
л) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
г) дополнить Статью 43 Конституции Киргизской ССР пунктом «ж» следующего содержания:
ж) осуществляет руководство в области сношений Киргизской ССР с иностранными государствами, исходя из общего установленного СССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами»;
д) дополнить Статью 45 и 52 Конституции ССР после слова «Оборона» словами «Иностранных дел».

Таким образом, было юридически оформлено создание Народного Комиссариата иностранных дел Киргизской ССР, в последствии переименованного в Министерство иностранных дел согласно Закона СССР « О преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР и Совета народных комиссаров союзных и автономных республик - в Советы министров союзных и автономных республик» от 15 марта 1946 года и Указа Президиума Верховного Совета от 28 марта 1946 года «О преобразовании Совета народных комиссаров Киргизской ССР в Совет министров Киргизской ССР и Народных Комиссариатов Киргизской ССР в Министерства Киргизской ССР ( Сборник законов Киргизской ССР, указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства Киргизской ССР, т.1, 1926-1949, Фрунзе, 1956).

Определяющее место во внешнеполитической деятельности союзной республики согласно пункту «д.» Статьи 60 Конституции Киргизской СССР отводилось Верховному Совету союзной республики - «Представительство Союзной республики в международных сношениях устанавливалось Верховным Советом Союзной республики», что и нашло свое отражение в пунктах «е.», «л» и «м» Статьи 31 Конституции Киргизской ССР:
«Президиум Верховного Совета ССР:
а) созывает сессии Верховного Совета Киргизской ССР;
б) издает указы;
в) дает толкование действующих законов Киргизской ССР;
г) производит всенародный опрос (референдум);
д) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Киргизской ССР, а также решения и распоряжения областных Советов депутатов трудящихся в случае несоответствия их закону;
е) в период между сессиями Верховного Совета Киргизской ССР освобождает от должности и назначает отдельных министров Киргизской ССР по представлению Председателя Совета Министров Киргизской ССР;
ж) удостаивает наград и присваивает звание Киргизской ССР;
з) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами Киргизской ССР;
и) утверждает положения об областных, районных, городских, поселковых, аилных и сельских Советах депутатов трудящихся;
к) предоставляет права гражданства Киргизской ССР в иностранных государствах;
м) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

Согласно вышеизложенных функций Президиума Верховного Совета Киргизской ССР можно сделать вывод о том, что Президиума Верховного Совета Киргизской ССР не обладал таким важным полномочием в сфере внешней политики - правом ратификации и денонсации международных договоров, являющимся неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности любого независимого государства. Не содержатся положения относительно ратификации и денонсации международных союзных республик и в Конституции СССР, где ведение союзных республик и в Конституции СССР, где ведение Верховных Советов союзных республик ограничивается лишь установление представительства Союзной республики в международных сношениях (пункт «д» статьи 60).

Давайте определим для себя, что означает термин ратификация. Ратификация - это утверждение высшим государственной власти международного договора, подписанного от имени данного государства или его правительства его полномочным представителем.

Следует отметить, что согласно Закона СССР « О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного Комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат» от 1 февраля 1944 года и статьи 16-а Конституции Киргизской ССР - Киргизия ССР имела право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения ( выделено мной курсивом - А. Молдогазиев).

Таким образом право заключения Киргизской ССР международных договоров оставалось формальным правом в силу отсутствия в перечне законодательных полномочий Президиума Верховного Совета Киргизской ССР согласно Конституции 1937 года такого существенного полномочия как ратификация и денонсация международных договоров - одной их форм согласия государства на обязательность международного договора и возможность прекращения и выхода из международного договора.
Следует отметить, что полномочием по ратификации и денонсации международных договоров, заключенных от имени СССР, обладал лишь Президиум Верховного Совета СССР согласно пункта «п» Статьи 49 Конституции СССР 1936 года.

Полномочия Президиума Верховного Совета Киргизской ССР по ратификации и денонсации международных договоров были признаны и законодательно закреплены только в 1978 году в тексте новой Конституции Киргизской ССР. Согласно пункту 13 статьи 108 Президиум Верховного Совета Киргизской ССР ратифицирует и денонсирует международные договоры Киргизской ССР.

Директор Первого политического Департамента МИД КР Айбек Молдогазиев

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner