Политика

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
02/11 10:01
 

ИАЦ "Кабар": Кыргызстан и Китай – два давних друга

ИАЦ "Кабар": Кыргызстан и Китай – два давних друга

С момента установления дипломатических отношений в 1992 году Кыргызстан и Китайская народная республика выстроили дружественные и доверительные отношения, наладили взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.

К настоящему времени между двумя государствами подписано более 200 межгосударственных, межправительственных, межведомственных и других двусторонних документов. Это в свою очередь является свидетельством наличия серьезной договорно-правовой базы и стремления двух стран последовательно развивать взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах взаимного интереса.

Несмотря ни на что, КНР остается одним из основных торгово-экономических партнеров Кыргызстана. Объем инвестиций из Китая в Кыргызстан составляет примерно 30% от объема прямых иностранных инвестиций в республику. Средние показатели товарооборота между Кыргызстаном и КНР превышают 1,1 млрд. долл. США.

С 1992 года по настоящее время Китай выделил Кыргызстану грантов на сумму около 1,8 млрд. юаней и кредитов на сумму более 1,8 млрд. долл. США. Кыргызстан и КНР продолжают сотрудничество по совместным экономическим проектам: строительство газопровода «Кыргызстан-Китай», 2-й фазы автодороги «Север-Юг», реабилитация и реконструкция автодорог Бишкека, строительство НПЗ в республике, модернизация столичной ТЭЦ и др.

В 2015 году при содействии КНР завершено строительство и запущена линия электропередачи «Датка-Кемин», призванная обеспечить энергонезависимость Кыргызстана.

В настоящее время стороны рассматривают возможность реализации новых проектов экономического сотрудничества с учетом реализации концепции строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и участия Кыргызстана в ЕАЭС.

Новый этап в двусторонних отношениях

В настоящее время кыргызско-китайское сотрудничество переживает новый этап своего развития, который подразумевает обновление содержания, а также существующих форм и направлений двустороннего сотрудничества. Высокий уровень политического взаимодоверия подкреплен установлением в 2013 году отношений стратегического партнерства и подписанием сторонами соответствующей Совместной Декларации. Переход на новый этап двустороннего сотрудничества был ознаменован серией взаимных визитов высокого уровня. В 2015 году состоялось более 80 визитов, среди которых следует особо выделить рабочий визит Президента КР А.Атамбаева в КНР и других представителей высшего руководства страны.

В 2016 году на территории Кыргызстана планируется проведение ряда важных мероприятий в рамках многостороннего сотрудничества, в которых примут участие делегации КНР, в том числе и заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС, на который прибудет премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

Стоит отметить, что для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества особую значимость имеют принятые в 2015 году Программа сотрудничества между КР и КНР на 2015-2025 гг. и Программа приграничного сотрудничества на 2015-2020 гг., в которых заложены долгосрочные мероприятия двустороннего сотрудничества.

Перспективы

В настоящее время Кыргызстан и Китай нацелены на поиск и эффективное использование всех механизмов, более полного раскрытия и реализации имеющегося потенциала, преимуществ двустороннего сотрудничества и взаимодействия на мировой арене, в том числе в рамках региональных и международных организаций.

Между Кыргызстаном и Китаем существуют хорошие перспективы для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, особенно с учетом активного осуществления КНР практических мер по реализации концепции «Один пояс – один путь», включающей в себя инициативы по созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века, предусматривающие широкое сотрудничество КНР со странами евразийского и азиатско-тихоокеанского регионов, в частности, в транспортно-инфраструктурной сфере.

По мере усиления экономического роста Китая и интенсификации экономического сотрудничества со странами Центральной Азии, есть все основания прогнозировать расширение его присутствия в Кыргызстане в сфере экономики. Исходя из географического положения Кыргызстана, наличия протяженной границы с КНР наиболее важными и перспективными направлениями двустороннего торгово-экономического сотрудничества являются сотрудничество в области развития инфраструктуры и транспорта, энергетики, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, а также приграничное сотрудничество с СУАР КНР.

Взаимоотношения с Китаем на фоне участия Кыргызстана в ЕАЭС

Участие Кыргызстана в ЕАЭС стало дополнительным преимуществом для развития кыргызско-китайских отношений, прежде всего, для углубления и расширения торгово-экономического сотрудничества, включая открытие для КНР рынка ЕАЭС при сотрудничестве с кыргызскими компаниями и реализации экономических проектов на территории Кыргызстана.

В настоящее время проводится работа по определению сфер сотрудничества в торгово-экономической области по развитию интеграционных процессов между ЕАЭС и Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП), что позволит эффективнее использовать преимущества участия КР в ЕАЭС для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества с КНР.

Примечательно, что Программа сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2015-2025 годы предусматривает, что стороны будут активно сотрудничать по сопряжению инициативы «Один пояс – один путь» с долгосрочными стратегиями развития Кыргызской Республики.

Инвестиционный компонент двустороннего сотрудничества

В вопросе привлечения инвестиций в Кыргызстан особенную роль сыграло подписание 29 июня 2015 года в Пекине Правительством КР Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, созданный по инициативе КНР, а также установление сотрудничества с созданным в 2015 году Фондом Шелкового Пути. Данный Фонд готов осуществлять инвестиции в страны Экономического пояса Шелкового пути. О готовности Фонда рассматривать перспективные проекты Кыргызской Республики для со-инвестирования уже было отмечено не раз.

Взаимные визиты на высшем и высоком уровнях, круглые столы и инвестиционные форумы также играют особую роль в вопросе привлечения инвестиций в экономику Кыргызстана.

Стоит отметить, что только в 2015 году были проведены два форума - Кыргызско-китайский бизнес-форум по инвестициям, торговле и туризму и Кыргызско-китайский инвестиционный форум, а также один круглый стол на тему «Благоприятный инвестиционный климат Кыргызстана» с участием представителей крупных корпораций Китая, входящих в ТОР-500.

В 2016 году работа по привлечению инвестиций крупных китайских корпораций в экономику Кыргызстана продолжается. Также по инициативе кыргызской стороны были предложены объекты, на которые можно перенести избыточные производственные мощности Китая.

ИАЦ «Кабар»

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner