СМИ о KG

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
27/10 10:06
 

Дешевый бензин из Казахстана бьет по экономике Кыргызстана

365info.kz. Власти Кыргызстана бьют тревогу: после снятия таможенных постов и открытия границ местные жители начали массово закупать бензин в Казахстане, который в результате девальвации тенге стал дешевле кыргызского. В начале октября около 40 человек даже устроили акцию протеста на контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», требуя разрешить беспрепятственный ввоз муки и ГСМ из Казахстана.

Как пояснили в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана (АНК), сложившаяся практика незаконного ввоза топлива из РК в КР может серьезно ударить по экономике Кыргызстана.

«Это может привести к сокращению объемов официального импорта и выплат в государственный бюджет. Добросовестные участники рынка не в состоянии выдержать конкуренцию с нелегальными поставщиками», — говорится в сообщении АНК.

7 пунктов на замке

Отметим, что с начала 2015 года официальные нефтетрейдеры импортировали в Кыргызстан свыше 724 тысячи тонн ГСМ. Министр экономики Кыргызстана Олег Панкратов в связи со сложившейся ситуацией призвал кыргызстанцев задуматься о последствиях их действий для национальной экономики.

— Свободный оборот товаров — это не значит, что не надо платить налоги, импорт должен быть официальным. Если мелкий предприниматель хочет провести товар через границу, он должен отчитаться перед налоговой и заплатить налоги. При провозе он должен иметь справки о том, где купил товар, по какой цене и сколько, при наличии всех документов он может беспрепятственно провозить. Это и есть формат ЕАЭС, при котором не будет возникать теневого сектора экономики, и бюджет не будет нести потери, — сказал он.

В Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана порталу 365info сообщили, что в настоящий момент в 7 пунктах пропуска на казахстанско-кыргызской границе введено круглосуточное наблюдение со стороны сотрудников Северного межрегионального управления, государственного предприятия «Центр единого окна в сфере внешней торговли», Центра по стандартизации и метрологии Государственной инспекции по метрологическому надзору. Они призваны не допустить незаконного ввоза топлива в Кыргызстан. В настоящий момент разрешается ввозить ГСМ в объеме полного бака плюс 20 литров в канистре. Все, что превышает эту норму, изымают. В АНК подчеркнули, что объем контрабанды ГСМ из Казахстана может составлять до трети всех поставок топлива в Кыргызстан.

Тем временем

инэкономики КР приводит цифру в 1 млрд сомов, которые может до конца года потерять местный бюджет из-за контрабандных поставок ГСМ и муки из Казахстана

Забыли о нормах ЕАЭС

Стоит отметить, что сейчас литр бензина АИ-92 в РК дешевле, чем в соседней республике примерно на 30 тенге. Исполнительный директор ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улан Кулов сообщил, что сейчас для борьбы с контрабандой рассматривается возможность введения временного запрета на ввоз топлива автотранспортом. Он также рассказал, что прорабатывается межправительственное соглашение между РК и КР о беспошлинном импорте нефти и нефтепродуктов из Казахстана.

— Дело в том, что в ЕАЭС все беспошлинно, кроме ряда изьятий, в число которых входит и нефть с нефтепродуктами, поэтому они регулируются двусторонними соглашениями. Будет определен индикативный план, то есть определен объем, который кыргызские компании смогут приобрести в Казахстане, — сказал он.

Однако сами жители Кыргызстана не в восторге от вводимых властями ограничений на поставки топлива из РК.

Предприниматель из Бишкека Туран Алибеков сказал порталу 365info, что такие действия властей не согласуются с политикой Евразийского экономического союза, частью которого Кыргызстан стал 8 августа 2015 года.

— Нам обещали открытые границы, никаких проверок, изъятий, свободное перемещение людей, товаров. Что мы видим на практике? Все изымается, люди не могут свободно ввозить товары. Почему завозимый из Казахстана в Кыргызстан бензин называют контрабандой, ведь он открыто куплен в соседней стране и ввозится через открытую границу, где нет ограничений. Откуда взялись талоны и требования не провозить больше 20 литров, это все не соответствует тому, что нам обещали, когда мы вступали в ЕАЭС, — убежден предприниматель.

Белорусско-литовская схема

Однако заместитель председателя Государственной пограничной службы Кыргызстана Абдикарим Алимбаев не согласен с такой постановкой вопроса. Он сказал, что граждане КР нередко лукавят, завозя товар из Казахстана и указывая не соответствующие действительности объемы ввозимого, а также регистрируют не те виды товаров, которые ввозят на самом деле. По его словам, любой груз должен регистрироваться и за него должны уплачиваться налоги, чего кыргызстанцы делать не хотят.

Бишкекский эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов заметил, что в настоящий момент действуют две схемы незаконного ввоза ГСМ в КР из РК. Это на личном автотранспорте и через договорные поставки, когда сами пограничники оказываются в доле. Примерно такая же схема по его словам работает на литовско-белорусском приграничье, где жители Белоруссии массово закупают дешевый бензин из еврозоны, там он стоит 1,3 евро за литр.

Представитель Ассоциации иностранных инвесторов Кыргызстана Искендер Шаршеев в комментарии 365info заметил, что если качественный или хотя бы приемлемого качества товар приходит по низкой цене — это всегда на пользу общей массе населения. Вредом это можно назвать только с точки зрения государства, а точнее небольшой группы людей, его представляющих, считает он.

«Своей нефти в Кыргызстане нет. Для получения туркменской или иранской нефти у нас нет инфраструктуры. А там, где есть спрос — там есть и предложение. Это логично, что население наладило поставки таким образом. Не совсем приятно в Кыргызстане слышать о запрете поставок ГСМ в Казахстане. Это ставит вопрос о том, работают ли принципы ЕАЭС. Провоз возможен прежде всего благодаря приграничному населению. Граница тоже весьма коррумпирована. Поэтому поток остановить затруднительно. Но с другой стороны, надо ли? Ведь дешевые ГСМ — это плюсовой фактор в экономике Кыргызстана. Гораздо лучше было бы, если бы не было запрета на экспорт ГСМ и весь необходимый объем в КР завозился легально по минимальным пошлинам. Это стимулирует бизнес и помогает экономике в развитии», — заключил он.

Аскар Муминов

 

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner