14.10.2015, 16:50

Куда пристроить железного коня?

24.kg. Столичные чиновники просто фонтанируют идеями, как улучшить жизнь в Бишкеке. На этот раз они нашли способ решить проблему с парковками. Вопрос этот не снимается с повестки дня последние несколько лет: количество транспорта постоянно растет, а ширина улиц остается прежней. Вот и находят водители различные способы, где и как оставить своего железного коня: на тротуаре, на перекрестке, а то и прямо на проезжей части, «скромно» включив аварийку. Их не волнует, что от этого страдают другие участники дорожного движения. Стремились к индивидуализму – получайте!

Гладко было на бумаге

В Бишкекглавархитектуре (БГА) нашли способ разгрузить центральную часть города – построив многоярусные парковки. «Налицо сложная транспортная ситуация, особенно в центральной части города, в том числе и в квартале, ограниченном улицами Абдырахманова, Фрунзе, Ибраимова и Киевской. В дневное время суток все близлежащие улицы загружены и заполнены припаркованными автомобилями в нарушение правил дорожного движения. С целью решения данных вопросов намечено проектирование и строительство подземной многоярусной парковки на улице Шопокова. Участок под строительство подземной многоярусной парковки расположен в южной части площади Победы», - поясняют в ведомстве.

Вторым этапом намечено строительство подземной многоярусной парковки в северной части ЦУМа «Айчурек» на территории существующего мини-рынка. Согласно эскизному проекту подземного комплекса предусматривается автостоянка на трех уровнях. Въездная и выездная рампы рассредоточены с западной и восточной сторон улицы Огонбаева.

«Наземная территория над комплексом после его строительства будет восстановлена, а также приобретет дополнительные элементы благоустройства. Это большой декоративный бассейн с фонтанами, универсальное пространство для отдыха и массовых мероприятий, которое снабжено невысоким амфитеатром и сценической площадкой. Предполагается, что в будние дни это пространство может использоваться любителями скейтборда как скейтодром, а по праздникам и вечерами - для организации концертов и светомузыкальных шоу», - красиво обещают в БГА.

Отношение к истории

Кстати, данный вопрос уже предварительно рассмотрен на заседании Градостроительного совета 12 июня 2014 года и одобрен для дальнейшей разработки предпроектной документации в установленном порядке. При этом официальный документ на согласование строительства в Министерство культуры, информации и туризма КР за это время не поступал.

Как сообщила ИА «24.kg» начальник управления сохранения и развития культурного наследия при Минкультуры Бактыгуль Белекова, памятник Победы на одноименной площади Бишкека внесен в список памятников историко-культурного наследия постановлением правительства КР от 22 августа 2002 года.

Архитектурно-скульптурная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне, установлена в 1985 году. Кыргызстанцы и многочисленные официальные делегации приходят к Вечному огню, чтобы возложить венки в память о тысячах погибших за мир, за свободное будущее своих детей и своей Родины. Мемориал заставляет задуматься о колоссальной цене, заплаченной народом большой страны за Победу. К сожалению, не всегда к мемориалу относятся подобающе. О варварскомотношении горожан к Вечному огню ИА «24.kg» не раз рассказывало.

А в последнее время площадь резко изменилась, превратившись в безобразную парковку. И это при том, что въезд на нее с улицы Ибраимова запрещен. Раньше там стоял шлагбаум, который периодически сносили и восстанавливали. После ремонта дороги шлагбаум и вовсе убрали, что на руку нарушителям. Одно время машины пытались эвакуировать, теперь и это не практикуется. Бессовестные водители особенно в вечернее время занимают все заасфальтированные дорожки, паркуясь уже перед скамейками для отдыхающих.

«То, что сотворили с площадью Победы, - позор. Еще пару лет назад на ней постоянно играли дети, гуляли мамы с колясками. Сегодня там невозможно пройти - машины ездят, как по шоссе. Водители не соблюдают никаких правил, не уважают пешеходов, не сбавляют скорость. Асфальт разбили. А теперь, как я понял, парковку хотят узаконить. Этого делать нельзя! В Бишкеке и так почти не осталось парковых зон. Нужно, наоборот, закрыть площадь Победы для проезда, чтобы избавиться от тех, кто сегодня там паркуется. Пусть пользуются общественным транспортом», - возмущается старожил Иван Петрович.

Когда знак не указ

«Знаки мы везде повесили, как полагается, стоять машинам на площади нельзя, - сообщила в интервью ИА «24.kg» начальник столичной Дорожно-патрульной службы ГУВД Зумрад Джанабаева. - А то, что граждане несознательные, - вина самих граждан. Постоянный пост поставить мы не можем из-за нехватки сотрудников. На весь город всего 4 эвакуатора – это пшик, и то мы с ними практически расторгаем договор. Мы везде написали, но никто нам не покупает эти машины».

Идею строительства подземной парковки чиновник поддерживает. «Мы - за. Только кто будет в нее заезжать? - сомневается глава ДПС. - Вы же знаете, какие у нас люди. В основном подземные парковки есть при больших магазинах. Когда они открывались, супермаркеты говорили, что парковки будут вроде как бесплатными. А теперь они берут почасовую оплату. Приезжающим в магазин это невыгодно, и они ставят машины вокруг магазинов. Одному из торговых центров мы уже предписание выдали, чтобы парковку сделали бесплатной. Там объясняют, что это невыгодно уже магазину: жильцы ближайших домов используют ее фактически как гараж, могут оставить машины на парковке на сутки и даже трое. Написали письмо и в мэрию, пока эффекта нет. Поэтому все зависит только от сознательности наших граждан».

Пока же, как показывает практика, на сознательность граждан можно и не надеяться. А что думает по поводу строительства паркинга глава города? «Машин все больше и больше. А земли – меньше и меньше. Проезжая часть превращается в большую парковку. При этом ездить практически невозможно. Поэтому необходимо находить территории, которые можно использовать под парковки», - рассказал Кубанычбек Кулматов.

Другого, более подходящего места, чем площадь Победы, чиновники, видимо, не нашли.

«Мы сделаем лучше, чем было»

«Площадь останется площадью, ни одного квадратного метра не будет забрано для парковки, - обещает мэр. - Все восстановим, будет даже лучше – по проекту там будет шикарный фонтан и трехуровневая подземная парковка на 680 машин. Наверху ничего не будет. Такое есть в Москве и в других крупных городах».

На вопрос, почему нельзя навести порядок на площади, Кубанычбек Кулматов ответил: «Южную часть площади, по-моему, мы могли бы отдать под парковку, чтобы машины не стояли на проезжей части. Да, мы огородили ее, но рядом бизнес-центр, кафе, рестораны. Поймите, ограничив въезд, сказать, что нельзя там стоять… для чего тогда асфальтированная площадка? Объясните мне». «Дети могли бы на роликах кататься, бабушки с внуками гулять, - привожу пример. – Но машины уже возле скамеек ставят!» «Видимо, я давно там не был, проеду, - заметил градоначальник. – Но, с точки зрения удобства горожан, в любом случае в торговых центрах должны быть парковочные места. К сожалению, когда эти здания проектировались, парковочные места заложены не были. Что касается новых зданий, то ни один дом сейчас не сдается без подземной парковки».

Когда будет реализован проект, пока неизвестно. Мэрия второй год пытается разобраться с бывшими муниципальными парковками, плату за которые отменил Кулматов. Сейчас, по его словам, готовят документы на те места, где хотели бы ввести практику взимания денег. «Но имейте в виду: это не для пополнения доходной части бюджета, а мера регулирования дорожного движения. Цена там станет такая, что машины будет невыгодно ставить. Человек поймет, что дешевле доехать в центр на общественном транспорте или на такси, но не ставить свою машину. Какой будет цена – пока не знаю, но почасовая – точно. Ставится вопрос, чтобы в этих проектах было исключено участие самой мэрии. Это будет чисто коммерческий проект», - поделился планами мэр.

Если машины будет невыгодно парковать, тогда какой бизнесмен возьмется за такой проект?

Депутат горкенеша Мирлан Жеенчороев идею строительства многоярусных подземных парковок в городе поддерживает. По его словам, нужны они не только в районе ЦУМа, но и на пересечении проспектов Манаса/Чуй, и в спальных районах. «Межквартальные улицы в микрорайонах полностью забиты, у пожарных и машин скорой помощи возникают проблемы. И подземный паркинг мог бы решить проблему. Но места его расположения необходимо обсудить с горожанами, - подчеркивает нардеп. - В центре города напротив площади Победы есть ресторан «Нарын». Он давно превратился в огромный бомжатник и рассадник антисанитарии. Чем подвергать опасности культурный объект, не легче ли выкупить это здание у владельца, благоустроить его и построить паркинг?»
Спросят ли чиновники мнение горожан? Или бишкекчан традиционно поставят перед фактом?