СМИ о KG

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
04/10 18:25
 

"De-Facto": Фарид Ниязов: «Впервые интервал между референдумами по изменению Конституции продлился 6 лет»

 "De-Facto": Руководитель аппарата президента Фарид Ниязов 27 сентября в эфире ОТРК рассказал, почему глава государства Алмазбек Атамбаев решил поддержать внесение поправок в Конституцию, и почему активно включился в обсуждение.

По словам Ниязова, необходимость исправления Основного закона назрела за 6 лет. Впервые в истории Кыргызстана интервал между референдумами по изменению Основного закона продлился 6 лет.

«Предыдущий рекорд составил 2,5 года. Предлагаемые изменения назревали 6 лет, обсуждались 2 месяца. Весной этого года президент говорил, что можно воздержаться от референдума, так как имеющиеся риски не очень опасны. С одной стороны это было выгодно и самому Алмазбеку Атамбаеву как единственному президенту, не трогающему Конституцию. Но решение ООН в отношении Азимжана Аскарова изменило мнение главы государства. Он реально увидел возникновение настоящей угрозы. Говоря иначе, международная организация потребовала отмены решения Верховного суда КР. В последние дни мы также наблюдаем ситуацию, связанную с преступником Кадыржаном Батыровым. Вопреки недовольству делегации Кыргызстана, БДИПЧ ОБСЕ дало ему слово. Министр иностранных дел КР рассматривает этот шаг как вмешательство во внутренние дела Кыргызстана. Рождается явственная угроза независимости нашего государства», - сказал Ф. Ниязов.

Кроме того, глава президентского аппарата отметил, что рано или поздно взорвутся «мины» об однополых браках, которые допускает Конституция.

«Мы видели, как в интернете и на улицах пишут вещи, обостряющие ситуацию. Любой человек может обратиться в Конституционную палату для признания неконституционной норму в Семейном кодексе о запрете однополых браков. Это тоже стало правдой».

По мнению Ниязова, еще одной важной причиной внесения поправок в Конституцию является переход к парламентской форме правления. «Рассмотрим сегодняшнюю ситуацию. Сегодня президент – единственный центр, иначе говоря, считается самой крупной фигурой. В последние 5 лет установилась вот такая система. Жогорку Кенеш стоит после главы государства. Правительство – исполнительная власть, несмотря на это, оно занимает место с противоположной стороны. Правительство формируется парламентом. Также Генеральная прокуратура и суды стоят очень близко к президенту, но остались далеко от Жогорку Кенеша. В реальности эти ветви власти должны были работать во взаимной тесной связи. Мы говорим о независимости судей, но все видят, как работает Фемида, как работает прокуратура и как работает Жогорку Кенеш. Сейчас правительство осталось на самом краю. Когда у правительства не хватает сил принять законопроект, обращается к президенту. Правительство и парламент - две структуры, противостоящие друг другу. При приеме поправок президент тоже останется сильной фигурой. Самое основное, ЖК и правительство выводятся в одно пространство. Это решается легко: если член парламента назначается премьер-министром и вице-премьер-министром, то он де-юре останется депутатом. В действительности если лидер коалиционного большинства, иначе говоря, представитель самой большой фракции будет руководить исполнительной властью, то руководитель второй по численности партии может быть избран его заместителем. Тогда перед внесением в ЖК какого-то законопроекта, допустим, того же «Кумтора», строительства дороги и т.д., они внутри своих фракций придут к единому мнению».

Глава аппарата привел в пример, что в любой классической парламентской системе премьер-министр может быть депутатом.

«Возьмем Германию. Ангела Меркель считается депутатом Бундестага. Премьер-министр Великобритании – депутат палаты общин. По правде говоря, здесь появляется второй центр, не столь зависимый от президента. Таким образом, мы получим первый и второй номер, а это ликвидирует угрозу авторитаризма. Потому что появится независимая от главы государства коалиция и центр в виде правительства».

Глава президентского аппарата отметил, что эти шаги нанесут удар и по регионализму.

«Не секрет, у нас на каждых президентских выборах происходит размежевание людей, усиливается землячество. При появлении двух фигур мы сделаем большой шаг к устранению этого плохого явления», - подытожил Фарид Ниязов.

3 октября 2016 года

Поделиться

  • print
  • Разместить на Facebook
  • Разместить на Twitter
  • Разместить ВКонтакте
  • Разместить в LiveInternet
  • Разместить на Одноклассниках
  • Разместить в LiveJournal
  • Разместить в Мой Мир
  • MSZN
  • FPI
  • banner